Винченцо Беллини. «Casta Diva»: между долгом и чувством

Даже если бы Винченцо Беллини (1801-1835) не создал ничего, кроме арии Casta Diva из оперы «Норма», он навеки обессмертил бы себя.

Даже если бы Винченцо Беллини (1801-1835) не создал ничего, кроме арии Casta Diva из оперы «Норма», он навеки обессмертил бы себя. Эта завораживающая ария – самая сложная в истории оперы, экзамен на зрелость для любой оперной певицы. И для солиста-скрипача, чьё виртуозное соло повторяет мелодию арии-молитвы.

Норма – жрица храма друидов. Она должна призвать благословение богини на восстание своего народа против римского владычества. Но вопреки долгу она молится о мире – так будет лучше её тайному возлюбленному, римскому проконсулу. И неважно, что он уже охладел к ней!

Только представьте, какую гамму чувств надо прожить исполнителю этой арии! В своих силах сомневалась даже великая Джудитта Паста – первая исполнительница партии Нормы. Но именно её феноменальное пение спасло оперу на парижской премьере 1831 года. Публика едва не освистала «Норму» - настолько невиданным было представленное в тот день на сцене.

Беллини опередил своё время. Задолго до Верди и Вагнера его оперы стали грандиозными музыкальными драмами, а певцы поднялись до уровня драматических актёров, воплощая на сцене самопожертвование и предательство, страсть и безумие, деликатный лиризм и мощный героизм. И всё это в обрамлении виртуозного пения бельканто.

Остаётся только гадать, каких высот смог бы достичь Беллини, проживи он дольше. Но через три года после премьеры «Нормы» он умирает в возрасте 34 лет. Сто лет «Норма» оставалась мало кому подвластной вершиной исполнительства. До тех пор пока в XX веке на оперной сцене не взошла звезда Марии Каллас (1923-1977), спевшей «Норму» 89 раз.

«Беллини сочинил «Норму» для меня», - говорила Мария, отождествляя себя с Нормой, которую тоже бросил любимый. Норме нечего больше терять – жрица, поправшая обет девства ради земной любви, должна умереть. Но когда она признаётся во грехе и восходит на костёр, в огонь бросается и её возлюбленный, навеки соединившись с ней.

Финал Марии Каллас был не таков. Принеся искусство в жертву любви, она взошла на свой погребальный костёр одна, потеряв голос, а потом и жизнь, продлившуюся менее 54 лет. А когда пепел Марии Каллас был развеян над Эгейским морем, то над водной гладью звучала запись Casta Diva.


Запись: Винченцо Беллини (1801-1835). «Casta Diva». Каватина Нормы из оперы «Норма». Переложение для скрипки.
Лауреат международных конкурсов Юрий Медяник и камерный оркестр «Черноморская симфония». Новороссийск, городской театр. 28.05.2021