Однажды немецкий философ Теодор Адорно высказался в том духе, что после Освенцима искусство бессмысленно. Но как без искусства рассказать об Освенциме? О том ужасе, который неописуем никакими словами, а только пробирающей до костей музыкой. Такой, которую создал в 1993 году Джон Уильямс к фильму режиссёра Стивена Спилберга «Список Шиндлера».
Ицхак Перлман, исполнивший за кадром скрипичное соло, родился в 1945 году только благодаря тому, что его родители перед войной покинули Польшу. Скрипка Страдивари 1714 года, на которой он играет, могла бы много рассказать о безумствах человечества, но вместо этого просто устало спела «Колыбельную для ангела».
Именно так называется самая пронзительная пьеса из саундтрека к фильму. Она посвящена девочке в красном, едва начавшей жить и ввергнутой в рукотворный ад. Эта девочка и есть тот ангел, который послан, чтобы пробудить Шиндлера. А нам всем – напоминать о бессмысленности войны, политики и идеологии.
Пожалуй, после Освенцима в этом мире бессмысленно всё, кроме искусства…