Карэн Хачатурян. "Чиполлино": "большой стиль" для маленьких

Как отпрыск знаменитой музыкальной династии после ужасов войны поставил свой талант на службу советской детворе

Детская сказка про мальчика-луковицу – разве это повод для такой музыкальной эпопеи, которую затеял Карэн Хачатурян?! Но от гения не убудет! Он пишет увлеченно и изобретательно, не жалея «патронов». Его музыка к мультфильму «Чиполлино» 1961 года – это симфонизм «большого стиля». Впереди у неё была большая судьба.

Сама фамилия предопределила Карэну Хачатуряну (1920-2011) музыкальную карьеру. Но предстояла война. И он выступал на фронтах, поднимая дух советских бойцов. Не все артисты вернулись с этих гастролей. А после войны, отучившись у Дмитрия Шостаковича, Хачатурян стал писать для детей – ярко, со вкусом и уважением к маленьким слушателям. Все помнят мультики с его музыкой «Когда зажигаются ёлки», «Необыкновенный матч» и многие другие.

Но именно «Чиполлино» суждено было стать балетом – в пандан к «Спартаку» Арама Хачатуряна, поставленному в 1956 году. Свою роль сыграл и приезд в 1962-м Игоря Стравинского, который подарил Карэну Хачатуряну рабочие материалы к своему балету «Весна священная» 1913 года. Так судьба вела Карэна Суреновича к его собственному балету.

Получилось не хуже «Спартака» и «Весны»! Написанная широкими мазками музыка Хачатуряна: жизнерадостная, лиричная, гротескная, смешная. И хореография Генриха Майорова, соединившая классический виртуозный танец с детским озорством и юмором.

Впервые «Чиполлино» поставили в Киевской опере в 1974 году, а уже в 1976-м – на сцене Большого театра в Москве. Оттуда и началось триумфальное шествие балета по оперным театрам – его поставили даже в Токио!

Конечно, Хачатурян не только «детский» композитор. Есть у него и балеты, и саундтреки, и симфонии. Но «Чиполлино» стал для него экзаменом перед самой взыскательной публикой – детьми. Прошли годы – и они показали «Чипполино» уже своим детям. Не хотите и вы показать? Ребёнок, завороженный общением с подлинным искусством – это здорово!