Камиль Сен-Санс (1835-1921) – один из тех, кто писал монументальные симфонические полотна, но прославился пьесами, написанными случайно, шутки ради. Последний романтик, автор инфернальной «Пляски смерти» и обольстительных «Самсона и Далилы», более всего известен «зоологической фантазией», написанной ради того, чтобы просто развлечь друзей.
Сегодня цикл «Карнавал животных» – излюбленное детьми произведение для знакомства с оркестром. А в 1886 году, единожды исполнив этот цикл, Сен-Санс надолго спрятал его в стол – дескать, несолидно для мэтра! Долгое время «Карнавал» звучал только среди своих, проводя в восторг избранную публику в музыкальных гостиных и салонах.
Каких только персонажей нет среди этих 14 пьес! Слон и лев, черепахи и антилопы, обитатели курятника и подводного мира. Некоторые миниатюры карикатурно-шутливые, некоторые пародийные (например, «Пианисты»). Но в «Лебеде», предпоследней пьесе цикла, Сен-Санс отбрасывает юмор. Музыка возвышенна и благородна, интимна и поэтична. Это единственная пьеса из «Карнавала», которую Сен-Санс всё-таки разрешил исполнять.
Балетное воплощение «Лебедя» - плод озарения Михаила Фокина, сочинившего эту миниатюру для Анны Павловой. Было это в 1907 году. Помпезный имперский балет уходил в прошлое. Чайковский подарил балету новую музыку, возвысив его до уровня драмы, Дягилев вместе с Нижинским и Мясиным подарили балету новый язык. Из повествовательного балет стал психологическим и достиг вершины в балетах Родиона Щедрина «Кармен-сюита», «Чайка» и «Анна Каренина», где блистала его жена Майя Плисецкая.
Но вначале этого пути была трехминутная миниатюра, которую Фокин назвал «Умирающий лебедь». Почему умирающий? Даже Сен-Санс недоумевал по этому поводу. Может быть, потому, что за лебедь проживает на сцене целую жизнь – от величественного скольжения по водной ряби до отчаянной попытки последний раз расправить крылья?
Камиль Сен-Санс. «Лебедь». Камерный состав симфонического оркестра "Черноморская симфония" п/у Юрия Медяника. Партия Лебедя - Ясна Никитина. Новороссийск, городской театр, 28 мая 2021 г.
На заставке: Джон Лавери (1856-1941). Умирающий лебедь: Анна Павлова (фрагмент), 1911. Галерея Тейт, Лондон