Иоганнес Брамс. Венгерский танец № 5: мадьярская страсть и немецкий романтизм

Как последний немецкий романтик создал музыкальный символ Венгрии на все времена

Гамбург, 1849 год. Исход венгерских эмигрантов, отплывающих в Новый свет после неудачи венгерской революции. Весна народов, как называют эту революцию, ещё вернётся… А тогда она свела 17-летнего Иоганнеса Брамса и Эде Ременьи – венгерского скрипача-виртуоза.

Ременьи был фанатом и популяризатором венгерских народных песен и танцев, а его эмиграция превратилась в триумфальное гастрольное турне по всей Германии. Через два года они с Брамсом гастролировали уже вместе, покоряя Германию мадьярскими народными мелодиями. Из этих гастролей Брамс вернётся, получив благословение Ференца Листа и Роберта Шумана. Брамсу предстояло явить светлый лик немецкого романтизма – в пандан к Вагнеру, воплотившему в себе «сумрачный германский гений».

Пройдёт 15 лет и окрепшая национальная идея венгров победит, Австрийская империя станет Австро-Венгрией. А Брамс начнёт издавать «Венгерские танцы». Первоначально написанные для фортепиано, они вскоре были переложены на симфоническую партитуру – настолько яркой, богатой и популярной оказалась музыка.

Из двадцати одного танца самый популярный – пятый, соединивший в себе контрасты витальности и меланхолии, душевность, мелодичность и энергию чардаша. Для венгров эти танцы – то же, что русский романс для нас или неаполитанские песни для итальянцев – национальный феномен!


Иоганнес Брамс. Венгерский танец № 5. Симфонический оркестр "Черноморская симфония" Дирижёр Константин Милёшкин. Новогодний концерт. Городской театр г. Новороссийска