Георгий Свиридов. Вальс из сюиты "Метель": самый русский вальс!

Ещё полтора века назад вальс был непременно венский. Приняв эстафету от венских классиков, русская музыка создала феномен, переживший революции и войны, чтобы расцвести в послевоенном СССР.

Легкость и блеск венского вальса на русской почве обогатилась лиризмом и задушевностью романса. Таковы вальсы Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», Д. Шостаковича из к/ф «Первый эшелон», вальс А. Xачатуряна к лермонтовскому «Маскараду» – их много в нашем репертуаре!

Но самый русский вальс создал Георгий Свиридов, работая над музыкой к фильму 1964 года по пушкинской «Метели». Это тот случай, когда саундтрек перерос картину, для которой создавался. Уже в 1973 году он был переработан Свиридовым в монументальную сюиту из девяти частей, две из которых – полнозвучный вальс вначале и его нежное отражение в конце.

«Метель», как и всё наследие Свиридова – это широкая музыкальная панорама русского космоса, венец вековых поисков национального музыкального языка. Самобытного и способного передать тончайшие оттенки эмоций. Как это и сделано в свиридовском вальсе – музыке взволнованной надежды. Не потому ли вальс, отсылающий к давно ушедшей эпохе, – это ещё и очень молодая музыка?

Россия вообще молодая страна. Ведь ничего из той русской музыки, которую мы для вас исполняем, не было ещё полтора века назад. С тех пор русский вальс стал самодостаточным явлением. И вот уже ежегодный Венский бал под сводами Wiener Staatsoper кружится в такт русскому вальсу!


Георгий Свиридов (1915-1998). "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 1-я часть: "Вальс".
Симфонический оркестр "Черноморская симфония". Дирижёр Константин Милёшкин.
Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества. Городской театр г. Новороссийска, 19.02.2021.