А что, если бы Владимир Басов в 1964 году не заказал Свиридову музыку к фильму по мотивам пушкинской «Метели»? Великое часто рождается случайно. Повесть Пушкина как раз об этом: о случае, судьбе и дорогах, которыми она нас ведёт.
Как и баллада Василия Жуковского «Светлана» – святочная история с мистической путаницей и счастливой развязкой. Это из неё взят образ, ставший эпиграфом «Метели» – зимняя дорога и летящая по ней тройка!
У Свиридова образ «Тройки», открывающий цикл музыкальных иллюстраций к «Метели», зазвучал как гимн русской зиме и русскому простору, эпический образ дороги – вечной темы русского искусства!
«Метель» Свиридова «переросла» повесть про заблудившегося жениха и случайный брак, ставший в итоге счастливым. Уже в 1973 году она была переработана автором в сюиту из девяти частей. И сразу же была признана эталоном подлинно национальной музыки.
«Русский рапсод» Свиридов умел быть разным. Пример – «Время – вперед!», которое часто путают с футуристической музыкой 1920-х. Но именно в его творчестве, в эпоху соцреализма и андеграунда, вдруг забил чистый родник исконной русской музыки. Словно бы утихла наконец метель, и сбившаяся с пути тройка нашла-таки дорогу домой.
Георгий Свиридов (1915-1998). "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 1-я часть: "Тройка".
Симфонический оркестр "Черноморская симфония". Дирижёр Константин Милёшкин.
Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества. Городской театр г. Новороссийска, 19.02.2021.
На заставке: Василий Суриков. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Метель". 1898. Бумага, карандаш. Всероссийский музей А.С. Пушкина.