Габриэль Форе. «Пробуждение»: «Не уходи из сна моего!»

Конец одной истории любви, ставший началом новой французской музыки

Обычно ранние сочинения великих композиторов робки и наивны, чего не скажешь о «Пробуждении» - первом шедевре Габриэля Форе. Эта свежесть, изысканность и певучесть стала фирменным стилем композитора, да и всей французской музыки.

Мир музыки Габриэля Форе (1845-1921) родился под церковными сводами. Музыкальное образование он получил в церковно-музыкальной школе, а первыми сочинениями стали импровизации на церковном органе. Не отсюда ли интимный, исповедальный тон его музыки?

В той же школе Форе встретил Камиля Сен-Санса – учителя и друга на всю жизнь. Именно Сен-Санс открыл ему Листа, Шумана, Вагнера и даже Мусоргского. Он же ввёл Габриэля в парижский салон оперной дивы Полины Виардо – центр притяжения ярчайших талантов эпохи. Здесь Форе встретит Тургенева, Чайковского, Глазунова, полюбит русскую музыку, а позже поедет на гастроли в Россию.

В салоне Виардо Форе нашёл свою стихию – камерную музыку. Здесь звучали сонаты и квартеты, песни и романсы. Из такой «домашней» музыки в основном и состоит наследие Форе. Даже знаменитый «Реквием» пронизан нежными песенными интонациями, его так и назвали – «колыбельная смерти».

Форе пропитан типичными чертами французского мелоса: его музыкальная палитра – сплошь из полутонов, его эмоции – мимолётные впечатления. Форе стал предтечей музыкального импрессионизма, проложив путь Дебюсси, Сати и Равелю.

А начиналось всё с «Пробуждения» – романса из вокального цикла на слова анонимного автора эпохи Ренессанса. Пробуждаясь от сладкого любовного сна, Форе пытается оживить ускользающую гамму переживаний, запечатлеть тающий образ. Это вполне реальный образ Марианны, дочери Полины Виардо. Их роман длился недолго, а болезненный разрыв оставил шрам на всю жизнь.

Форе ещё женится, создаст много прекрасной музыки, но чистота и свежесть первого чувства останется навсегда запечатлена в этой ранней пьесе под номером 7. Это жемчужина любого репертуара, она существует в десятках переложений. Приглашаем послушать версию для скрипки с оркестром, которая украсила наш концерт 28 мая в исполнении Юрия Медяника.


Габриэль Форе (1845-1924). «Après un rêve» («Пробуждение»). 

Лауреат международных конкурсов Юрий Медяник и камерный оркестр «Черноморская симфония». Новороссийск, городской театр. 28.05.2021