Как известно, Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор. Но откуда у его фамилии приставка «ван» вместо «фон», как это принято у немецких дворян? Дело в том, что предки Бетховена не были ни дворянами, ни немцами. Семья Ван Бетховен происходит из Фландрии, где дворян нет со времён революции, покончившей с владычеством Испании.
О тех событиях рассказывает одно из главных сочинений Бетховена – увертюра «Эгмонт», написанная в 1810 году к одноимённой драме И.-В. Гёте. Граф Эгмонт – это перешедший на сторону народа нидерландский наместник испанского короля Филиппа II. Прозванный королём-инквизитором, Филипп казнил Эгмонта и утопил в крови восставшие Нидерландские провинции, чем только приблизил их независимость и конец Золотого века Испании, навсегда утратившей гегемонию в Европе.
«Эгмонт» - первая программная увертюра в истории музыки. С первых аккордов вы слышите нарастание восставшего народа (духовые) и гнет тирании (струнные), долгие перипетии слышите противоборство а в конце – явственно удар палача, отрубающего голову Эгмонту. Но именно эта смерть стала спусковым крючком революции – и после нескольких скорбных аккордов музыка Бетховена перерастает в триумфальный финал, знаменующий победу народа над тиранией.
Бетховен так и остался в истории музыки «буревестником революции», пережив Великую французскую и застав начало Великого пробуждения народов, когда после наполеоновского передела Европы в пламени буржуазных революции выплавлялась новая Европа, существующая по сей день.
Запись: Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Увертюра к драме И.-В. Гёте "Эгмонт". Op.84. 1810 г.
Исп. Черноморский симфонический оркест. Дирижёр Константин Милёшкин. Новороссийск, 2022.
На заставке: Луи Галле (1810-1887). Последние почести графам Эгмонту и Хорну. Ок. 1859 г. Бруклинский музей, Нью-Йорк.